Статьи

История возникновения названия «Монастырский лес»

Автор: Оршанская Кристина Александровна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 имени Д. Б. Мурачева города Белгорода»

Научный руководитель: Кулабухова Марина Александровна, учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 имени Д. Б. Мурачева города Белгорода»


Заглядывая в глубину отечественной истории, можно отметить, что во все времена в России ценностью была духовная сила народа. Наши предки старались жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. В православном быту формировались из поколения в поколение доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость.

Возвращение духовности нации невозможно без соприкосновения с православными культовыми сооружениями, дошедшими до наших дней, без изучения тех православных святынь, которые не сохранились и составляют историю Белгородчины.

Часто со своими одноклассниками, родителями мы ходим в лес, который находится на северо-восточной окраине города Белгорода. Там, на дне оврага, находится родник, а над ним возведена красивая часовня, рядом - купель. У источника всегда много людей, которые набирают воду, читают молитвы.

Понятие «Монастырский лес» считается микротопонимом. Но почему этот лесной участок называют «Монастырским»? Чтобы это узнать нам необходимо ответить на вопросы: какому монастырю принадлежал этот лесной участок? Кто и когда основал монастырь? С какого времени лес стал называться «Монастырским»? Когда и кем была сооружена часовня над источником?


Исторические условия возникновения названия «Монастырский лес»


1.1 Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь

В центре Белгорода, на том месте, где сейчас находится Белгородский академический драматический театр имени М. С. Щепкина, в старину располагался Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь. (Приложение 1,2)

История его основания восходит к XVI веку. В то время территория от нынешней Соборной площади до речки Везелки представляла собой болотистую местность, заросшую камышом и осокой. По преданию, здесь еще до основания города на одном из островков среди болота в убогом домишке поселились четыре набожные старушки. Со временем к ним стали присоединяться другие пожилые женщины. Появились новые хатки и дворы, в результате чего образовался на этом месте женский скит, в котором к началу XVII века проживало около 30 обитательниц. Признанным авторитетом среди них была старица Аполлинария Прыткова, которая и стала основательницей монастыря.

В 1622 году по ее ходатайству, царь Михаил Федорович своим указом велел Белгородский женский скит именовать монастырем и отвести этому монастырю место для построения церкви и келий. Когда именно появилась здесь первая церковь, остается неизвестным; но, очевидно, она была построена вскоре после этого царского указа. Из описи этого монастыря 1624 года видно, что церковь в это время здесь уже имелась и была посвящена в честь Рождества Богородицы, почему и самый монастырь стал называться Рождество-Богородицким [7; 31]

Церковь эта была деревянная, небольшого размера и очень бедна утварью: имелось несколько богослужебных книг; сосуды были оловянные; ризы и стихарь полотняные с выбойчатыми оплечьями. В виду бедности новой обители царем Михаилом Федоровичем в 1636 году были пожалованы ей пустопорожние пахотные земли, сенные покосы и рыбные ловли. Однако воспользоваться этою царскою милостью монастырю не пришлось. Дьяк (чиновник) Афанасий Тургенев, вопреки царской воле, эти земли отдал во владение поселившемся здесь черкасам (малороссам), оставив обитель без всяких средств. Такое положение вещей служило побуждением для бедного монастыря искать и просить милости Царской. Вот старица Маремьяна с сестрами и решилась в 1639 году бить челом царю Михаилу Федоровичу о том, что «прежде им дано было усадище под старым городищем, а теперь нет у них ни усадища, ни руги никакой». В том же году царем было приказано выдавать Белгородскому женскому монастырю из царской казны денежное пособие по пятнадцать рублей в год, но эта помощь царская, конечно, не могла заменить монастырю потерянное.

До какой крайности доходила бедность стариц Божьих в этом монастыре видно из поданной игуменьею Ефросиньею царю Алексею Михайловичу челобитной, которая и написана была, кажется не чернилами, а слезами: «Бедныя и скудныя богомольцы Твои, Белагорода, Рождества Пресвятые Богородицы девичья монастыря игуменья Офросиньица с сестрами,… вели Государь… в милостыню соли выдать…». Это было в 1673 году [1; 149]. По этой челобитной, боярин и воевода князь Ромодановский, 2 марта приказал, ради их бедности, дать им пять пуд соли с распискою. И таким образом все время приходилось им жить только именем Христовым, пока не пришла к ним на помощь сама Царица Небесная в своем чудотворном образе Корсунском [7; 17].


1.2 Корсунский образ Божьей Матери

Корсунская, иначе Эфесская икона Божьей Матери, как гласит предание, написана евангелистом Лукой. В 988 году, после принятия крещения, ее принес из Корсуня в Киев великий князь Владимир. (Приложение 3)

Согласно другому сказанию, она была принесена из Греции в Россию в конце XII века Предиславою, в монашестве Евфросинией, дочерью полоцкого князя Георгия. Удалившись от мира, княжна основала в Полоцке женскую обитель. Слыша о писанных евангелистом Лукой иконах, она пожелала иметь такой образ и после слезной молитвы об исполнении своего желания отправила нарочного к греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хрисовергу с дарами и просьбой доставить ей икону из Эфеса. Император и патриарх исполнили желание святой княжны.

В XIII веке в Россию был принесен еще один список Корсунской иконы Божьей Матери. Его привезла с собой дочь полоцкого князя Брячислава Александра, вступившая в брак с князем Александром Невским в г. Торопец Псковской епархии. [8]

Таким образом, в результате проведенного исследования были установлены исторические условия возникновения названия «Монастырский лес».


Объектный принцип возникновения названия «Монастырский лес»


2.1 Приписка к монастырю часовни с чудотворною иконою Пресвятой Богородицы Корсунской и возникновение названия «Монастырский лес»

Угнетаемые крайнею нуждою и помирая голодною смертью, старицы монастыря были вынуждены искать и просить более надежного обеспечения. Во главе со своею игуменьею Марфою, решились они в 1717 году обратиться к белгородскому митрополиту Илариону с просьбою о приписке к их монастырю архиерейской лесной дачи - Логовской часовни, в которой находился образ Корсунской Божией Матери, особенно почитаемый населением Белгородского края [2;59]. Часовня эта находилась в ведении белгородских митрополитов. По их наблюдению, многие мирские люди с усердием прибегали с молитвою и потому там бывало подаяние. Ходатайство их было уважено, и святая икона с часовней перешла в ведение женского монастыря, но с обязательством, что бы этот монастырь для служения молебнов в Логовской часовне имел особого священника.

Не известно, как велики были здесь подаяния для монастыря, только в последующее время не слышно было воплей и стонов от голодной смерти, и с этого времени он стал медленно подниматься. Из ведомости этого монастыря за 1726 год видно, что в это время в монастыре имелась, вместо деревянной, каменная церковь во имя Рождества Богородицы с двумя престолами, и служба в этой церкви совершалась ежедневно.

Местность, где находилась часовня с чудотворною иконою Пресвятой Богородицы Корсунской, по древнему показанию, находилась в так называемом, винокуренном логу. Часовня, по всей вероятности, была деревянная.

К сожалению, о самой часовни в течение более столетия ничего не известно.

В 1825 году нашелся один благотворитель, который пожертвовал этой обители восемнадцать десятин земли с лесом. То был помещик слободы Черной поляны надворный советник Николай Иванович Шетохин. 4 мая 1826 года белгородская девичья обитель сделалась полною владелицею загородного урочища. Однако, настоящею же благотворительницею монастыря была проживавшая в нем графиня Анна Родионовна Чернышева, которая купила и подарила шестнадцать десятин урочища села Черной поляны, а две десятины Н. И. Шетохин жертвовал монастырю безденежно [1; 170-171].

В 1832 году в урочище была сооружена красивая каменная церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Корсунской.. Рядом находилось несколько деревянных келий для инокинь. В 1866 году игуменья Людмила построила теплый деревянный храм в честь образа Спаса Нерукотворного, а также гостиницу для паломников. Было заложено два фруктовых сада, имелась пасека. Слава об обители разносилась по всей округе…

17 августа 1923 года монастырь был закрыт, а здания – более 20 домов – отдали семьям рабочих под жилье и назвали его «рабочий городок»; разрушены часовня, каменная и теплая церковь в Монастырском логу. С тех далеких времен сохранилось только название «Монастырский лес» и родник, который победить было не под силу. И тянулись к роднику люди…[4]


2.2 Современная часовня Корсунской иконы Божьей Матери

В 1995 году над источником в Логу была вновь возведена часовня. Автор проекта – архитектор Турченко В. А. Исполнитель иконы Корсунской Божией Матери – скульптор Шишков А. А. (Приложение 4)

Часовня, построенная из красного кирпича, представляет собой высокий четверик, завершенный крупной маковицей на барабане. Над маковицей поставлен большой ажурный крест. Восточная стена глухая, здесь помещена икона Корсунской Божьей Матери. На остальные стороны света четверик раскрыт высокими арочными проемами с рельефными обрамлениями. Непосредственно к источнику можно попасть через западную арку, спустившись вниз по ступеням. Стены в этой части часовни и чаша источника облицованы гранитом.

22 октября 1995 года часовня освящена епископом (ныне архиепископом) Белгородским и Старооскольским Иоанном. С этого же года была возобновлена традиция крестного хода к источнику и часовне [6; 68].



За последнее время существенно изменяется жизнь в нашей стране и области: растет интерес к традиционным религиям и православной церкви, создаются духовно-просветительские центры, в образовательных учреждениях изучаются основы православной культуры. Очевидно желание многих, часто молодых людей глубже и серьезнее вникать в тонкости духовной жизни, возвращаться к тем духовным истокам, которые имели наши предки.

Работая над этой темой, мы изучили еще одну страницу истории своего родного края, но дошедшую до нас только по библиографическим источникам.

Топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения.

В результате проведенного исследования мы установили, что лесной массив на окраине города Белгорода в начале XVIII века был архиерейской дачей, где располагалась Логовская часовня с почитаемой иконой Пресвятой Богородицы Корсунской. Существовавший тогда Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь испытывал большую нужду до тех пор, пока не был приписан к нему в 1717 году лес с Логовской часовней, а с 1826 года он сделался полным владельцем этого лесного урочища, за ним закрепилось название «Монастырский лес».


Библиографический список



  1. Архимандрит Анатолий. Белгород и его святыни. Белгород, 1997.
  2. Баранов М. Храмы Белгорода: [История застройки Белгорода] / Науч. консультация проф. Ю. С. Асеева. – Белгород: «Везелица», 1993.
  3. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
  4. Джавадова В. Заступись. Исцели. Защити // Смена. – 1997. –29 октября.
  5. Дренякин А. М. Белгород с уездом. Историко-статистический очерк. Харьков, 1882.
  6. Колесникова Л. И. Православное церковное зодчество Белгородской области. Книга 1. Белгород, 1997.
  7. Крупенков А. Старый Белгород. – Белгород: «Везелица», 1992.
  8. Корсунский образ Божией Матери // Белгородские Епархиальные ведомости. – Белгород.-1997. - Выходит еженедельно.
  9. Никонов В. А. Пути топонимического исследования // Принципы топонимики. М.: Наука, 1993.
  10. Поспелов Е. М. Историко-топонимический словарь России. – М.: Профиздат, 2000.


Публикуется с разрешения научного руководителя Кулабуховой М.А.

Нет комментариев

Добавить комментарий